Цели и задачи.

  1. 1. Муниципальная программа (комплекс мер) по совершенствованию показателя оценки механизмов управления качеством образовательных результатов в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан «Система оценки качества подготовки обучающихся»

Обоснование целей и задач.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, отражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2018 – 2025 годы» в качестве стратегической цели в сфере образования выступает качество образования, характеризующееся обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Сегодня в Российской Федерации реализован ряд проектов по развитию единой системы оценки качества образования, в числе которых следует отметить единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследования по типу международных (общероссийская PISA и PISA для школ); проводятся региональные, внутришкольные оценочные процедуры, направленные на изучение различных объектов оценки качества (содержание основных образовательных программ, условия их реализации, достижение учебных и внеучебных результатов обучающихся).

Перед системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить повышения качества и обеспечения равного доступа граждан к образовательным ресурсам и сервисам. В числе факторов, препятствующих реализации этого направления – недостаточная степень сформированности внутренних ресурсов для организации эффективной работы (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.) в отдельных образовательных организациях, расположение в территориально удаленном от центра районе.

Формирование муниципальной системы оценки качества образования является приоритетным направлением развития системы образования в целом. Стратегия и тактика развития муниципальной системы образования определена Муниципальной программой «Развитие образования в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан на 2017 — 2022 гг.», утвержденной Постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 31.10.2016 г. № 1937. Важным направлением в повышении качества образования является правильное использование результатов оценочных процедур на всех уровнях управления качеством образования: в школе, в муниципалитете. Муниципалитету нужны объективные данные об уровне образования школьников. Диагностика демонстрирует пробелы в знаниях учеников и тем самым выявляет точки роста для учебных заведений. Главной целью диагностики является мониторинг работы управленческой команды школы.

Основой муниципальной политики в области образования является создание условий для получения доступного и качественного образования для жизни в быстро меняющемся обществе. Качественное образование в системе общего образования требует использование системно-деятельностного подхода, предполагающего активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, обобщение этой деятельности, её использование в различных ситуациях, в различных предметных областях. Наличие требований к предметным и метапредметным результатам, результатам функциональной грамотности требует объективной оценки достижения этих результатов.

Важно владеть объективными данными не только по предметным и метапредметным результатам освоения ООП начального, основного, среднего общего образования, но и в области оценки функциональной грамотности. В этой связи особенно актуальным становится необходимость проведения мониторинга сформированности функциональной грамотности у обучающихся, а также анализ результатов НИКО и международных исследований. МР Туймазинский район участвовал в НИКО по русскому языку (осень 2020 г., три ОО), всероссийских проверочных работах; государственной итоговой аттестации, мониторинге сформированности функциональной грамотности (согласно приказу Министерства образования и науки Республики Башкортостан «О мониторинге сформированности ФГ у обучающихся» № 385 от 12 марта 2021 года).

Цель:

  1. Создание условий для получения доступного и качественного общего образования для жизни в быстро меняющемся мире.
  2. Получение актуальной, объективной и достоверной, максимально полной информации о качестве подготовки, обучающихся в МР Туймазинский район Республики Башкортостан в ходе освоения ООП, включающей оценку освоения ими предметных и метапредметных результатов начального, основного и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам, и выявление условий, влияющих на динамику.
  3. Повышение уровня образовательных результатов обучающихся в МР Туймазинский район Республики Башкортостан на основе анализа исследований и мониторингов качества образования, проводимого не реже 1 раза в учебном году.

Задачи:

1. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения ОП по виду образовательных результатов (метапредметные и предметные) и по уровням образования (начальное общее, основное общее и среднее общее образование) в соответствии ФГОС;

2. Выявление способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;

3. Обеспечение объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников как на этапе проведения, так и на этапе проверки работ.

4.Использование при оценке качества образования на всех уровнях (школьном, муниципальном, при контроле качества) измерительных материалов в формате ВПР, демоверсий ЕГЭ и ОГЭ, открытых заданий международного исследования качества общего образования PISA;

5. Ежегодное осуществление анализа проводимых в МР Туймазинский район Республике Башкортостан мониторингов оценки качества образовательных результатов, направленного на выявление способов повышение качества подготовки обучающихся.